На главную

Подписаться на обновления в: Дзен Телеграм

Таблица посещаемости

Каждый год заново изобретаю велосипед, делая таблички с посещаемостью. В этом году решила сделать все-таки шаблон. Там и баллы можно проставлять, и писать, что было пройдено и что было задано. Выделила недели контрольных точек, потому что они всегда приходят внезапно, как зима в декабре для коммунальщиков. Написала сколько баллов можно получить на занятии и сколько баллов заработать за домашние задания. Контрольная точка 3 (она же - текущей контроль) автоматически суммирует все баллы за присутствие и домашние задания, так же рассчитывается общая сумма баллов по курсу. Ближе к сессии еще научусь программировать ячейки, чтобы выделяли красным должников, и будет мне счастье.
Раньше вела подобные таблички в Google, с общим доступом для просмотра студентам. Прозрачность 80 уровня! С прошлого года пришлось снова перейти в локальное хранение на случай закрытия доступа. Но студенты всегда могут подойти и посмотреть свои оценки в реальном времени на занятии.
Коллеги, есть у вас подобные таблички? Если шаблон показался полезным, пользуйтесь. Что еще можно в него добавить, как считаете?

07.02.2023
***

Начало нового семестра

Начался новый семестр. У меня в нем две дисциплины - мои, любимые, старые - "Устойчивое развитие туризма" и "Стратегия социального взаимодействия" (это замудреное название для корпоративной культуры). И еще один курс, где я подменяю коллегу пару месяцев, помню я его еще студенткой изучала, почетно и и волнительно. Вероятно, последующие месяцы сконцентрируюсь в постах на темы этих дисциплин.

Первый мой личный, полностью мной разработанный курс по "Устойчивому развитию туризма", ему лет восемь уже. Каждый год перебираю его, адаптирую к новым группам, он уже совсем не похож на первую свою версию. А сейчас я задумалась о серьезной его трансформации. Мы всегда говорили со студентами об устойчивом развитии, вкладе каждого, мне хотелось, чтобы они увидели, что лично сами могут сделать для экологии, поддержания социального равенства, устойчивости. Курс был про них. Он был настолько хорош и проникновенен, что ребята заканчивали его в состоянии экотревожности. Есть такое понятие, означает "хронический страх экологической гибели". Совсем не то послевкусие, которое хотелось бы оставить. С последними группами мы обсуждали, как не впадать в экотревожность, но хочется не зализывать сделанные раны, а смотреть иначе на саму проблему. Сейчас подбираю материал по альтернативным мнениям и взглядам на вопросы изменения климата, собираю примеры положительных изменений. Вспоминаю, что было в некоторые годы в конце курса задание "Хорошие новости" - у меня был список хороших новостей в области экологии и мы искали первоисточники. С предвкушением и трепетом иду расписывать занятия по курсам. С началом нового семестра!

06.02.2023
***

Атомарная структура курса

Продолжаю чтение книги "Проектирование образовательного опыта". Там рассказывается о логической цепочке из закладываемых образовательных результатов, используемых учебных стратегий (методами) и методов оценки. Сегодня остановимся на учебных стратегиях, я их упорно продолжаю называть методами или атомами, из которых состоит курс. Я выписала из книги предлагаемые, я ими частично или полностью пользуюсь, некоторыми хотела бы воспользоваться:
- Майндмэп. Полезно для структуризации информации. Я использую Xmind и Miro.
- Инфографика. Ее составление может стать неплохой формой домашнего задания, где нужно проанализировать данные. Но это отдельный навык - составление инфографик, не хочется, чтобы он свелся к вставлению красивых картинок и выбору шрифтов.
- Лонгрид. Актуальные статьи на тему даю, еще отдельные части книг, страниц 20-30.
- Рефлексия. После насыщенного занятия задать вопрос "А что Вам откликнулось/запомнилось из сегодняшнего занятия?" - бесценно.
- Шаблоны, инструкции. Пока инструкции только к заполнению контрольных точек делаю.
- Виодеолекции. Видео в формате видеолекции для очного обучения вижу только в качестве самостоятельного обучения. Но тренд, который уже много лет наблюдаю - студентам хочется больше видео-материала. Для меня это пока еще зона роста. Понемногу собираются видеоподборки по дисциплинам, но они не особо структурированы. Очень хочется сделать подборки TED по курсам или отдельным темам.
- Демонстрация или видео. Актуальнее для естественных наук. Для дисциплин сферы услуг посмотреть пару серий "Ревизорро"? Не думаю.
- Чек-лист. Интересно поразмышлять, как это можно внедрить. В рамках сравнительного анализа предприятий?
- Интерактивный лонгрид. Пока для меня темная лошадка. Может, кто знает что это за зверь?
- Обучение на примере (скринкаст). Для компьютерных наук must have. Единственное, что приходит мне на ум по моим дисциплинам - записать скринкаст как литературу находить, читать и правильно составлять список литературы - извечная боль студентов и их научных руководителей.
Еще я практикую чтение книг и просмотр фильмов научно-популярных по теме. Коллеги, что еще интересного используете вы или использовали при обучении вас?

30.01.2023
***

Инновационная педагогика 2022

Вышел очередной отчет Открытого университета Великобритании совместно с Открытым университетом Каталонии о трендах образования, замеченных в 2022 году. Юбилейный десятый, между прочим. Исследователи ВШЭ сделали обзор практик и оценили актуальность трендов для России. Читать здесь.
Оригинал и предыдущие выпуски читать здесь.

В нем выделили десять трендов. Пройдемся по ним:
1. Гибридные модели. После двух лет периодической удаленки так и хочется оптимизировать учебный процесс, как студентам, так и преподавателям. Думаю, можно эффективно и гибрид внедрить, нужно "просто" пересмотреть в корне все подходы к обучению, поработать с мотивацией первых и вторых, технически оснастить аудитории, преподавателей и студентов и вуаля!

2. Программы микроквалификации. Крайне актуально для людей уже поживших в своей профессии. Тут можно выделить два лагеря: первый - желающие повысить свою квалификацию, узнать тренды, быть на гребне волны в профессии; второй - специалисты, желающие узнать "а что есть кроме моей профессии?", ищущие себя вне своей сферы.

3. Совмещение учебы с практикой. По своим студентам магистратуры вижу - больше половины работает на первом курсе, а на втором работают почти все. Да и ВУЗы пытаются "притянуться" к работодателям через проекты и практики.

4. Образование в соцсетях. Интересную идею услышала от коллеги: "Надо материал выкладывать в соц.сетях, чтобы студенты листая ленту натыкались на материалы для обучения". Что-то подобное делаю в курсе "Устойчивое развитие туризма" - в рамках задания студенты подписываются на релевантные источники информации - СМИ, лидеров мнений и т.д. на тему устойчивости и туризма. Получается некое погружение в среду.

5. Автономное обучение. Подходит для высокомотивированных студентов. По моей практике, большинству студентов под внешним контролем учится легче.

6. Образование для психологического здоровья. Пока редкость. В программах СПбГЭУ метанавыков есть отдельные курсы по эмоциональному интеллекту. Мы с коллегами в курсе "Agile для личной эффективности" тоже затрагиваем темы выгорания и эмоциональной устойчивости. В бакалавриате есть курс по психологии, насколько помню, он был бы хорошим плацдармом для получения знаний и навыков по поддержанию своего психологического здоровья. Надеюсь, именно этим там и занимаются.

7. Учет домашней образовательной среды. Здесь больше про родителей и школьников. В высшем образовании влияет меньше.

8. Совместный просмотр видео. Я даю на курсе по "Устойчивому развитию туризма" задание посмотреть фильм. В какие-то годы мы смотрели вместе в аудитории один фильм, в какие-то студенты смотрели дома разные фильмы и потом мы обсуждали. У меня нет четкого ответа, что из этого эффективнее. Может студенты, подписанные на канал, поделятся своим опытом?

9. Рефлексия негативных эмоций. Мы такое практикуем? Рефлексию да, и это отличный инструмент, вписывается почти в каждый курс, способствует пониманию материала. А вот акцента на негативных эмоциях нет, это тоже тренд из школы - в ответ на буллинг и прочие неприятные вещи.

10. Беседы на прогулке. А это тренд из бизнеса, сейчас в компаниях все чаще предлагают провести совещание на прогулке. Идешь, совещаешься, ляпота. И в учебном процессе можно было бы попробовать, но как объяснить представителю деканата, пришедшему с проверкой, что вы не сбежали весенним погожим днем с занятий, а обучаетесь на прогулке?

Как вам тренды? Разделяете? Какой для вас самый-самый?

26.01.2023
***

Четыре зачем образования

Когда учишь английский язык, полезно выписывать коллокации - словосочетания, образующие некоторую единую смысловую единицу.
Читаю сейчас книгу "Проектирование образовательного опыта" Сони Смысловой и понимаю, что мне тоже нужно завести такой словарик коллокаций, уже на русском языке.

- Проектирование учебного опыта (learning experience design, LXD) - "Как мне создать среду и процесс для человека, чтобы вовлечь его в этот опыт"
- учебный дизайн (instructional desing, ID) - "Как лучше организовать процесс обучения и материал, чтобы донести его до ученика?"
- трансформация проектирования обучения в проектирование опыта
- результато-ориентированное обучение vs опыто-ориентированное обучение

Очень интересным мне показался подход, который в своей интерпретации я назвала "Четыре зачем образования". Некоторые преподаватели верят, что у образования есть единственно верный ответ на вопрос "зачем", но для меня правильным будет рассматривать каждую дисциплину по шкале всех четырех подходов.

Четыре зачем образования:

- Scholar Academic — академическая миссия. Процесс передачи накопленного знания - это цель образовательного процесса. Преподаватель - проводник этих знаний. Такой подход превалирует в курсах академической магистратуры и аспирантуры.

- Social Efficiency — миссия служения запросам общества. Цель в том, чтобы выпускник стал полезной частью общества, при этом обладал нужными обществу навыками и умениями, и смог легко трудоустроиться после окончания обучения.

- Learner Centered — ориентация на личность человека. Процесс обучения существует ради самого человека, развития его навыков и личности. Роль преподавателя - поддерживать, направлять на раскрытие внутренних способностей и уникальных особенностей.

- Social Reconstruction — миссия реконструирования общества. Основной посыл - общество несовершенно, а мы растим будущих его членов, которые смогут, благодаря заложенным при обучении установкам, сформировать лучшее общество, более справедливое и совершенное.

Я прошлась по своим курсам, расставляя плюсики, где +++ - курс максимально соответствует подходу.

Устойчивое развитие туризма
академическое наследие +
эффективность для общества ++
студент в центре всего ++
реконструируемое общество +++

Стратегия социального взаимодействия/Корпоративная культура
академическое наследие +++
эффективность для общества +
студент в центре всего +++
реконструируемое общество ++

Agile для личной эффективности
академическое наследие -
эффективность для общества +
студент в центре всего +++
реконструируемое общество +++

Бизнес-модели компаний
академическое наследие ++
эффективность для общества +++
студент в центре всего +
реконструируемое общество ++

ESG и стандарты качества
академическое наследие ++
эффективность для общества +++
студент в центре всего +
реконструируемое общество +++

Экосистема социального капитала
академическое наследие ++
эффективность для общества +
студент в центре всего +++
реконструируемое общество +++

Получилось очень субъективно, вот спросить бы еще студентов, что они думают о прошедших курсах.

23.01.2023
***

Подписка Альпина

Перебирала старые записи, обнаружила пост, полный восхищения - у университета появилась подписка издательства Манн, Иванов и Фербер! Шесть лет назад. Все эти годы я на основании этой подписки давала студентам задания. Но в прошлом году подписку не продлили. Я негодовала. Но в этом году у университета появилась подписка Альпины. Уррра! Я этому очень рада. Во-первых, книгами Альпины я сама пользуюсь для подготовки занятий. Во-вторых, я даю в качестве семестрового задания прочитать книгу, не учебник, не пособие, а популярную литературу по теме дисциплины. Раньше было от издательства МИФ, теперь будет Альпина.
Немного про механику задания подробнее. Я его даю на курсе по корпоративной культуре, потому что книг на эту тему очень много, да и подходы к корпоративной культуре у разных авторов разные, бывают даже противоположенные. Очень полезно обсудить потом, какого подхода придерживаются сами студенты, что им ближе. Список рекомендуемых книг я составляю самостоятельно, на основании прочитанных мною или студентами предыдущих лет. Все книги, которые студенты оценивали на 8 из 10 баллов и выше, попадают в общий список рекомендуемых на следующий год. Туда же попадают новинки.

Зачем я даю это задание? Чтобы студенты:
1. Узнали современные подходы к корпоративной культуре. Зачастую книги написаны практиками индустрии.
2. Прочитали хоть одну книгу целиком. Некоторые говорят, что никогда не читали подобной литературы или давно вообще не читали книг.
3. Спросили сами себя - а что мне интересно? Тема довольно широкая - от общих концепций и уровней корпоративной культуры до управления командой, лидерства и даже самоменеджмента. В идеале они прочитают несколько аннотаций, пролистают содержание, возможно, наметят себе несколько книг, которые захотят потом прочитать.
4. Послушали представления книг одногруппников, и ознакомились, хотя бы так поверхностно с несколькими взглядами на корпоративную культуру, и определить близкий им подход.
В рамках задания студентам нужно:
1. Прочитать книгу и кратко рассказать о чем она - минут за 5.
2. Выделить пять цитат, отражающих основные идеи книги.
3. Выделить идеи, которые они будут использовать в своей профессиональной и/или личной жизни
4. Дать общую оценку книге по 10-балльной шкале, дать ее обоснование, что было в книге сделано хорошо, что можно улучшить, как можно доработать.

Часть баллов присуждается за публичное представление книги на занятии. Нужно, чтобы ее не только прочитал один студент, важно, чтобы ее краткое содержание услышали одногруппники.
Задание классически очень хорошо проходит, единственное, что в нынешнем формате оно довольно время затратно. Сейчас студенты представляют книги на занятии, иногда в парах - когда группа большая, а аудиторных часов мало. Но все равно это съедает довольно много времени. Я сейчас размышляю каким образом можно снизить затраты времени на занятиях не в ущерб качеству. Одна из идей - вместо презентации сделать саммари на 2 страницы. Возможно, в каком-нибудь редакторе. Были хорошие шаблоны в Canva, аналогов пока не нашла, хотя и особо не искала. Может вы знаете?

19.01.2023
***

Онлайн-курс за 2 минуты от ИИ

Оказывается, есть такой ресурс, который при помощи искусственного интеллекта генерирует курсы на любые темы. Вот попробуйте: www.tutorai.me
Вбила туда свои дисциплины, посмотрела иначе на некоторые блоки. И хотя темы звучат довольно живо, наполнение поверхностное. Но это ведь только начало... Помните первые картиночки, сделанные нейросетью? А помните недавнюю волну новых аватарок, сформированных ею?
Интересно, что предложит нам ИИ через лет 5-10...
Смогут ли преподаватели делегировать написание компетенций ИИ?
Будет ли ИИ разрабатывать образовательные стандарты?
Будут ли университеты, где программы полностью построены ИИ?
Будет ли диплом такого университета котироваться выше диплома от "живых преподавателей"?
Останутся ли вообще "живые преподаватели", которые будут взаимодействовать со студентами, или они будут заменены аватарами? А если я стану голограммой, можно мне волосы подлиннее сделать? Никак не отращу

16.01.2023
***

Знакомство со студентами

Итак, я рассказала о себе, теперь хочу познакомиться со студентами. Кто они, чем живут, зачем пришли? Да и чтобы они узнали друг друга лучше, особенно на начальных курсах.
Для первого занятия мне нужно узнать базовую информацию о них, и что-нибудь из того, что не знают еще их одногруппники, так они более увлеченно слушают.
Я выбираю 1-3 вопроса на первое занятие, в зависимости от курса они могут быть следующими:
1. Из какого города?
2. Почему поступили на программу?
3. Работаете ли и где?
4. Какой факт о вас не знают одногруппники?
5. Любимая игрушка в детстве?
6. Самый интересный курс предыдущего семестра, почему?

Я пытаюсь выстроить теплую атмосферу на занятиях, чтобы студенты могли свободно выражать свои мысли, идеи. Поэтому мне нужен диалог, разговор. Проще его начать, рассказывая что-то о себе. Поделившись уже чем-то в группе, потом они свободнее высказывают свое мнение по теме занятия. Мне важен этот диалог. И его такими шажками получается выстраивать, об этом я потом читаю в обратной связи, студенты отмечают, что особенно ценно было "что наше мнение слушали, мы могли свободно высказываться". Это получалось еще за счет некоторых других приемов, но фундамент уже на первом занятии положен.

А вы знакомитесь со студентами на занятиях? Какие вопросы задаете?

О себе
12.01.2023
***

Знакомство с преподавателем

Раз уж начали про первое занятие. Сразу после титульного листа, где есть название дисциплины, ФИО преподавателя и информация для связи, я размещаю слайд-знакомство, чтобы студенты понимали с кем будут учиться ближайшие несколько месяцев.

Слайд-знакомство – это 5-7 фактов обо мне. Содержание может меняться в зависимости от аудитории и курса. Но основные блоки:

- образование – что закончила, где училась, семестры по обмену;
- должности – доцент кафедры, академический директор магистерской программы направления Сервис;
- дополнительные проекты - одно время я была коучем в институте нейрокоучинга, до этого руководителем научного комитета Совета молодых ученых университета. Важно, чтобы студенты понимали, по каким еще вопросам можно ко мне обращаться, чем я еще могу быть им полезна;
- научные интересы – перечень тем моих актуальных и потенциальных исследований - можем со студентами написать совместную статью, или они выберут меня качестве научного руководителя для диплома, если темы им откликаются;
- «человечный факт» – что-то, что даст понять студентам, что перед ними такой же человек, как и они, уменьшит дистанцию. У некоторых коллег я видела надписи: «Мама двойняшек», «Покорил Эверест», «Люблю чай с печеньками у камина». Мои фразы так же меняются с интересами: «Трижды перечитала Гарри Поттера в оригинале», «Вяжу шапки для Ночлежки». Интересы, о которых я рассказываю, я «привязываю» к аудитории: что им может откликнуться, могут ли у них быть подобные увлечения, что есть общее между ними и мной? Свои «человечные факты» можно привязать и к дисциплине. Например, для вводного курса по туризму подойдет «Посетила 26 стран»;
- подход к образованию – чего ждать студентам от курса. Для занятий, которые проходят на первой паре, я пишу «Люблю вести занятия, которые не хочется проспать», это подчерпнула из отзывов студентов, отходивших семестр к 9 утра в полном составе. «У меня нет разделения на лекции и практики» - универсальная история, подходит для малых групп, где занятия проходят в интерактивной форме, сразу настраивает студентов на активную работу.

Фотография тоже должна быть на слайде. Я выбираю деловую, можно и как Эйнштейн с высунутым языком, но я на это пока не готова.

После этого слайда у аудитории должно быть понимание кто перед ними стоит, какой опыт, интересы у преподавателя, о чем с ним можно поговорить в очереди в буфет и на какую тему написать диссертацию.

После ответов на вопросы по этой части двигаемся дальше. Следующий слайд у студентов самый любимый. О нем расскажу в одном из следующих постов.

О себе
09.01.2023
***

Зачем?

Начало нового семестра. Первое занятие. Знакомство с аудиторией.
Первый слайд с названием дисциплины.
Второй - с информацией о лекторе. Училась там-то, интересны следующие темы исследования, не любит смотреть на засыпающих на парах студентов, вяжет шапки, значит, тоже человек. Третий, четвертый… Наконец добрались к целям дисциплины. Набор сухих слов из рабочей программы курса - изучить, проанализировать взаимосвязи, обрести навыки. Всё как нужно, всё согласно требованиям министерства, но есть ли хоть какой-то отклик на лицах студентов? Пустота. И лишь у некоторых читается немой вопрос «зачем?». Поэтому дальше я всегда указываю свою личную цель этой дисциплины, зачем я вам ее преподаю, зачем вам это нужно.
На примере видно лучше. Это из курса по устойчивому развитию туризма, читаю его лет 8 уже, но к этой формулировке пришла не сразу. Я хочу, чтобы в этому курсе студенты научились делать осознанный выбор, понимали, что лично могут сделать. Это мой ответ на глобальный вопрос ЗАЧЕМ эта дисциплина, зачем такие задания, зачем все это. Очень правильно подготовить себе ответ на этот вопрос, ведь когда студенты спросят (а они спросят! я надеюсь, что спросят. значит им не безразлично), я знаю зачем, я знаю, как они это смогут использовать в реальной жизни.

Цель
05.01.2023
***

Ха-ха-ха как основа современного обучения


И под ха-ха-ха имеется ввиду концепция HHH - head, hand и heart. Значит, что изучение нового должно затрагивать голову, руки и сердце. Этот подход я впервые узнала от турецких коллег из университета Яшара, выигравших очередной грант Erasmus. Меня зацепило.
Сейчас «использование головы» в образовательном процессе превалирует - большая часть информации подаётся в формате: «Запомните, заучите, вот вам информация как это должно выглядеть в идеальном мире». Меньше - для рук: «Сделайте, разработайте, решите, попробуйте сделать это на практике». Так, мы развиваем знакомые всем преподавателям компетенции - знать, уметь, владеть. А вот сердце как задействовать в образовательном процессе не всегда понятно еще: «Прочувствуйте? Ощутите?».
Меня зовут Яна Шокола, я кандидат экономических наук и доцент университета. И здесь я делюсь своими педагогическими находками.

03.01.2023
***